Инфракрасное фотореле для рекламы

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кривин С.Б.
Для привлечения покупателей часто используют самые различные механические и электронные средства. Например, при приближении человека к витрине может автоматически включаться устройство, демонстрирующее работу рекламируемого товара, или речевое устройство, видеоустройство, рекламирующее данный товар.
Здесь приводится описание схем двух несложных фотореле, управляющих рекламным устройством. Может возникнуть вопрос о целесообразности такой схемы, ведь сейчас совсем недорого можно приобрести автоматический выключатель с датчиком движения. Такие выключатели имеются в широкой продаже и включают нагрузку, если перед рабочей поверхностью датчика проходит человек. Но, они имеют важный недостаток, - это именно датчик движения, а не присутствия, поэтому если человек стоит перед витриной и не перемещается нагрузка будет выключена. В данном случае это плохо, - реклама должна работать все время пока человек находится рядом с витриной. А то что человек не перемещается это только хорошо, - значит он внимательно наблюдает за происходящим в витрине. Поэтому больше подходит датчик присутствия, сделанный на основе инфракрасного фотореле.


На рисунке 1 показана схема ИК-фотореле, в котором оптическая пара состоит из инфракрасного светодиода HL1, такого как применяется во многих пультах дистанционного управления, и интегрального фотоприемника А2 типа TSOP1736.
И так, здесь используется фото-приемник TSOP1736, представляющий собой микросборку из ИК-фототранзистора, активного фильтра на частоту 36 kHz, детектора и транзисторного ключа на выходе. При поступлении на фототранзистор микросборки TSOP1736 ИК-света, модулированного частотой 36 kHz на её выходе открывается транзисторный ключ, который замыкает выход на общий минус. Таким образом, при наличии сигнала, модулированного частотой 36 kHz на выходе ноль, а при его отсутствии на выходе единица.
Генератор импульсов частотой 36 kHz выполнен на элементах D1.1 и D1.2 микросхемы D1, затем эти импульсы поступают на ИК-светодиод HL1 через ключ на полевом транзисторе VT2.
Взаимное расположение HL1 и А2 таково, что излучение от HL1 не может прямым путем попасть на А2. Конструктивно это решается несложно. Нужно HL1 и А2 направить в одну сторону - на место, где должен стоять человек. А между HL1 иА2 нужно установить непрозрачную перегородку.
Если перед HL1 и А2 никого и ничего нет, ИК-излучение отражаться не будет и на А2 полезный сигнал не поступает. При этом на выходе А2 есть напряжение логической единицы, и триггер на элементах D1.3 и D1.4 находится в исходном положении, - в состоянии логического нуля на выходе элемента D1.3. Транзистор VT1 закрыт, контакты реле К1 разомкнуты и реклама выключена.
Если перед HL1 и А2 на расстоянии чувствительности или ближе
будет человек ИК-лучи светодиода HL1 от него отразятся и попадут на А2. На выходе А2 при этом возникнет логический ноль, который переключит триггер D1.3-D1.4 в противоположное положение. На выходе элемента D1.3 появится логическая единица, транзистор VT1 откроется и реле К1 включит рекламу. Включается рекламный механизм и начинает работать, теперь стоит вопрос о том, когда он закончит работать. Если это рекламный механизм, то скорее всего, он какой-то циклический. Что-то поворачивается на весь оборот, что-то проезжает определенный путь и возвращается обратно. Важно, чтобы весь цикл был завершен, независимо от того присутствуют зрители или нет. Накрутка зрителей Twitch тут кстати пользуется большим спросом. Для этого служит датчик SD1. Это контактный «концевик», связанный с рекламным механизмом. Как только проходит цикл, SD1 замыкается. При этом поступает логический ноль на вывод 12 D1.4. Если зрители отсутствуют, и на выходе А2 - единица, то при замыкании SD1 триггер D1.3-D1.4 вернется в исходное положение, когда на выходе D1.3 -ноль, транзистор VT1 закроется и реле К1 выключит рекламный механизм.
Если же, зрители присутствуют, то замыкание SD1 не повлияет на состояние триггера, и работа рекламного механизма продолжится.

На рисунке 2 показан другой вариант, в котором нет датчика, но есть реле времени. Этот вариант годится там, где реклама может быть выключена в любой момент, но желательно, чтобы даже при приходе человека перед витриной она поработала какое-то время. Эта схема отличается от схемы на рис. 1 только тем, что вместо контактного датчика SD1 здесь включена RC-цепь C4-R4. После того как триггер D1.3-D1.4 включает реле, конденсатор С4 начинает заряжаться через резистор R4 и через некоторое время напряжение на выводе 12 D1.4 достигает логического нуля. После этого триггер либо возвращается в исходное состояние и выключает реле, либо ожидает когда все зрители разойдутся, и после этого выключает реле, а вместе с ним и рекламу. Номиналы С4 и R4 выбирают в зависимости от того, какое нужно минимальное время работы рекламного устройства.
В обеих схемах реле и ИК-светодиод питаются от источника питания напряжением 12V. Микросхема D1 и фотоприемник А2 питаются напряжением 5V через стабилизатор на микросхеме А1.
Инфракрасный светодиод LD274 можно заменить любым ИК-светодиодом, применяемым для пультов дистанционного управления бытовой аппаратуры.
В схемах можно использовать практически любой фотоприемник, аналогичный TSOP1736, например, SFH506-38, на любую частоту. А потом мультивибратор на D1.1-D1.2 настроить на номинальную частоту используемого фотоприемника.
Реле К1 можно заменить практически любым реле с обмоткой на постоянный ток напряжением 12V.
PK 04-2017

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Яндекс.Метрика

44701d8bfc85a12d