Инфракрасное фотореле для рекламы

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кривин С.Б.
Для привлечения покупателей часто используют самые различные механические и электронные средства. Например, при приближении человека к витрине может автоматически включаться устройство, демонстрирующее работу рекламируемого товара, или речевое устройство, видеоустройство, рекламирующее данный товар.
Здесь приводится описание схем двух несложных фотореле, управляющих рекламным устройством. Может возникнуть вопрос о целесообразности такой схемы, ведь сейчас совсем недорого можно приобрести автоматический выключатель с датчиком движения. Такие выключатели имеются в широкой продаже и включают нагрузку, если перед рабочей поверхностью датчика проходит человек. Но, они имеют важный недостаток, - это именно датчик движения, а не присутствия, поэтому если человек стоит перед витриной и не перемещается нагрузка будет выключена. В данном случае это плохо, - реклама должна работать все время пока человек находится рядом с витриной. А то что человек не перемещается это только хорошо, - значит он внимательно наблюдает за происходящим в витрине. Поэтому больше подходит датчик присутствия, сделанный на основе инфракрасного фотореле.


На рисунке 1 показана схема ИК-фотореле, в котором оптическая пара состоит из инфракрасного светодиода HL1, такого как применяется во многих пультах дистанционного управления, и интегрального фотоприемника А2 типа TSOP1736.
И так, здесь используется фото-приемник TSOP1736, представляющий собой микросборку из ИК-фототранзистора, активного фильтра на частоту 36 kHz, детектора и транзисторного ключа на выходе. При поступлении на фототранзистор микросборки TSOP1736 ИК-света, модулированного частотой 36 kHz на её выходе открывается транзисторный ключ, который замыкает выход на общий минус. Таким образом, при наличии сигнала, модулированного частотой 36 kHz на выходе ноль, а при его отсутствии на выходе единица.
Генератор импульсов частотой 36 kHz выполнен на элементах D1.1 и D1.2 микросхемы D1, затем эти импульсы поступают на ИК-светодиод HL1 через ключ на полевом транзисторе VT2.
Взаимное расположение HL1 и А2 таково, что излучение от HL1 не может прямым путем попасть на А2. Конструктивно это решается несложно. Нужно HL1 и А2 направить в одну сторону - на место, где должен стоять человек. А между HL1 иА2 нужно установить непрозрачную перегородку.
Если перед HL1 и А2 никого и ничего нет, ИК-излучение отражаться не будет и на А2 полезный сигнал не поступает. При этом на выходе А2 есть напряжение логической единицы, и триггер на элементах D1.3 и D1.4 находится в исходном положении, - в состоянии логического нуля на выходе элемента D1.3. Транзистор VT1 закрыт, контакты реле К1 разомкнуты и реклама выключена.
Если перед HL1 и А2 на расстоянии чувствительности или ближе

будет человек ИК-лучи светодиода HL1 от него отразятся и попадут на А2. На выходе А2 при этом возникнет логический ноль, который переключит триггер D1.3-D1.4 в противоположное положение. На выходе элемента D1.3 появится логическая единица, транзистор VT1 откроется и реле К1 включит рекламу. Включается рекламный механизм и начинает работать, теперь стоит вопрос о том, когда он закончит работать. Если это рекламный механизм, то скорее всего, он какой-то циклический. Что-то поворачивается на весь оборот, что-то проезжает определенный путь и возвращается обратно. Важно, чтобы весь цикл был завершен, независимо от того присутствуют зрители или нет. Для этого служит датчик SD1. Это контактный «концевик», связанный с рекламным механизмом. Как только проходит цикл, SD1 замыкается. При этом поступает логический ноль на вывод 12 D1.4. Если зрители отсутствуют, и на выходе А2 - единица, то при замыкании SD1 триггер D1.3-D1.4 вернется в исходное положение, когда на выходе D1.3 -ноль, транзистор VT1 закроется и реле К1 выключит рекламный механизм.
Если же, зрители присутствуют, то замыкание SD1 не повлияет на состояние триггера, и работа рекламного механизма продолжится.

На рисунке 2 показан другой вариант, в котором нет датчика, но есть реле времени. Этот вариант годится там, где реклама может быть выключена в любой момент, но желательно, чтобы даже при приходе человека перед витриной она поработала какое-то время. Эта схема отличается от схемы на рис. 1 только тем, что вместо контактного датчика SD1 здесь включена RC-цепь C4-R4. После того как триггер D1.3-D1.4 включает реле, конденсатор С4 начинает заряжаться через резистор R4 и через некоторое время напряжение на выводе 12 D1.4 достигает логического нуля. После этого триггер либо возвращается в исходное состояние и выключает реле, либо ожидает когда все зрители разойдутся, и после этого выключает реле, а вместе с ним и рекламу. Номиналы С4 и R4 выбирают в зависимости от того, какое нужно минимальное время работы рекламного устройства.
В обеих схемах реле и ИК-светодиод питаются от источника питания напряжением 12V. Микросхема D1 и фотоприемник А2 питаются напряжением 5V через стабилизатор на микросхеме А1.
Инфракрасный светодиод LD274 можно заменить любым ИК-светодиодом, применяемым для пультов дистанционного управления бытовой аппаратуры.
В схемах можно использовать практически любой фотоприемник, аналогичный TSOP1736, например, SFH506-38, на любую частоту. А потом мультивибратор на D1.1-D1.2 настроить на номинальную частоту используемого фотоприемника.
Реле К1 можно заменить практически любым реле с обмоткой на постоянный ток напряжением 12V.
PK 04-2017

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Счетчик тИЦ и PR