АВТОСИГНАЛИЗАЦИЯ «СИГНАЛ-2107»

 Как вы уже поняли, сигнализация сделана применительно к автомобилю «ВАЗ-2107». По сравению с другими устройствами аналогичной сложности, предложенными радиолюбителями в разной литературе, эта сигнализация имеет двухступенчатую схему сигнализации, и в ней есть акустический датчик, сделанный на основе электретного микрофона.

Как показывает «печальная практика», автомобили типа не очень новых «жигулей» обычно подвергаются не угону, а разграблению. И первый шаг на этом преступном пути, - разбивание стекла кирпичом или палкой. Затем через окно преступник проникает в салон (часто, даже не открывая двери) и зверски вырывает из салона все что ему понравилось.
Понятно, что на такой вандализм простые контактные датчики не реагируют, так как двери не открывают. Нужен электронный датчик. Но какой? Популярные у самодельщиков инерционные датчики на базе магнитоэлектрической системы микроамперметра подходят, но их система очень не прочна, особенно после утяжеления стрелки маятника. Динамические нагрузки, возникающие при движении автомобиля, особенно при резком торможении, могут окончательно испортить такой датчик (стрелку вместе с пружиной и катушкой просто срывает с крепления). Пьезоэлектрический датчик много прочнее, но он реагирует «на комара» или вообще ни на что. Как уже было сказано выше, грабеж машины начинается с разбивания стекла, но автомобильные стекла достаточно прочны и требуется сильный удар. А удар создает звук, особенно громко звучащий внутри салона. Именно поэтому и было решено установить в салоне микрофон, не очень чувствительный, чтобы реагировать «на комара», но уверенно срабатывающий на хлопок автомобильной двери (если работает на хлопок двери, то на разбивание стекла точно отреагирует). А в дополнение, -стандартный набор контактных датчиков, установленных в дверных проемах, в проемах багажника и капота.


Сигнализация отключается при помощи тумблера S1, расположенного внутри салона автомобиля. После включения следует выдержка времени в 16 секунд, в течение которой сигнализация реагирует на датчики только в части световой сигнализации (мигают фары), звуковая сигнализация в это время не работает. Спустя 16 секунд схема переходит в режим охраны. Если срабатывает акустический датчик немедленно включается звуковая и световая сигнализация, выражающаяся в мигании фар и прерывистом звучании клаксона. Это продолжается в течение 16 секунд, после чего схема возвращается в охранный режим. Если срабатывает контактный датчик (открыли дверь) световая сигнализация начинается сразу, а вот звуковая с задержкой в 4 секунды. Эта задержка нужна чтобы владелец автомобиля успел отключить сигнализацию при помощи тумблера S1 до начала звуковой сигнализации.
Рассмотрим работу принципиальной схемы. Схема выполнена на двух микросхемах CD4040 (наш аналог КА561ИЕ20А) и CD4043 (наш аналог К561ТР2). Импортные микросхемы используются по тому, что сейчас в продаже в основном только они и есть. Роль генератора тактовых импульсов и светового индикатора включенного питания возложена на мигающий светодиод HL1 (его тип не известен, он красный и во время свечения на нем падает 2,2V). Цепь R1-C1 подавляет помехи, возникающие при включении светодиода. Импульсы с светодиода поступают на счетный вход двоичного счетчика D1.
Микросхема D2 содержит четыре RS-триггера, для ясности они обозначены как Т1, Т2, ТЗ и Т4. Триггеры Т1 и Т2 управляют блокировкой звукового сигнала. Когда они (или один из них) находятся в состоянии нуля, диоды VD2, VD3 шунтируют вход ключа на VT6-VT7 и он не открывается. Триггеры ТЗ и Т4 принимают сигналы от датчиков.
В состоянии охраны счетчик D1 установлен в нулевое положение резистором R3. В это время его состояние никак не меняется под действием импульсов, вырабатываемых светодиодом HL1.
В состав акустического датчика входит микрофон М1 и усилитель-формирователь импульсов на VT2 и VT3. Чувствительность датчика устанавливается подстроечным
резистором R12 так, чтобы он реагировал на хлопок двери автомобиля и не реагировал на посторонние звуки, звук собственного клаксона, и на осторожное открывание двери. Микрофон М1 (и вся схема, выделенная пунктиром) находится внутри салона автомобиля.
При возникновении в салоне достаточного уровня шума на резисторе R15 возникают хаотические импульсы логического уровня. Первый же из них устанавливает триггер Т4 в нулевое положение. Диод VD5 открывается и понижает напряжение на входе "R" D1 до уровня логического нуля. Это позволяет счетчику начать считать поступающие на его вход "С" импульсы частотой около 2 Гц. На его выходе "1" появляются импульсы частотой 1 Гц, которые поступают на два ключа - VT4-VT5 (реле К1, включающее фары) и VT6-VT7 (реле К2, включающее клаксон).
Мигание фар и звучание клаксона продолжается пока счетчик считает до 32-х. С появлением единицы на выводе 2 D1 триггер Т4 возвращается в единичное состояние, счетчик обнуляется и сигнализация прекращается.
Если открыть дверь (не громко) сработает только контактный датчик (ST1), цепь C2-R8 сформирует импульс, который переключит в нулевое состояние сразу два триггера -Т1 и ТЗ. Триггер ТЗ будет действовать так же как триггер Т4 при срабатывании акустического датчика, а триггер Т1 диодом VD2 заблокирует ключ VT6-VT7 и звуковая сигнализация сразу же включиться не сможет. А включится она только после того, как на выводе 5 D1 возникнет логическая единица, которая вернет триггер Т1 в единичное состояние. Таким образом, звуковая сигнализация включается только через 4 секунды после открывания двери.
Задержку выхода на режим охраны после включения создает триггер Т2. В момент включения питания цепь C3-R8 устанавливает Т2 в нулевое положение и диод VD3 блокирует ключ VT6-VT7, шунтируя его базовую цепь. Поэтому, первое срабатывание сигнализации, которое обязательно возникает от переходных процессов или от открывания двери, происходит «молча».
Ошибки от переходных процессов при включении устраняет цепь R9-C4.
Реле типа 90.3747. Микрофон - электретный, от импортной магнитолы или телефона-трубки.
Лукин В.П. Радиоконструктор 6-2005

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Счетчик тИЦ и PR