Автоматический выключатель дополнительных ходовых огней Максимов С. И.

Максимов С. И.
В соответствии с правилами дорожного движения ближний свет фар у автомобиля должен быть включен при движении, независимо от времени суток. Но лампы фар главного света являются довольно мощным потребителем электроэнергии, что создает дополнительную нагрузку на генератор, забирая часть энергии направленной на зарядку аккумулятора, и лишний бензин на генерацию этой дополнительной электрической мощности. Поэтому, сейчас очень популярны, так называемые, дополнительные ходовые огни, представляющие собой дополнительные светодиодные осветительные приборы. Использование таких дополнительных ходовых огней снижает нагрузку на генератор и аккумулятор автомобиля и в некоторой степени снижает расход бензина в дневное время суток.
Здесь приводится схема несложного устройства, автоматически включающего дополнительные ходовые огни, когда это нужно, и выключающее их когда в них нет необходимости (например, ночью, когда работают основные фары).


Это простое автоматическое устройство, которое включает ДХО (дополнительные ходовые огни) посредством электромагнитного реле через 10-15 секунд после включения зажигания, и выключает их через 5-10 минут после выключения зажигания. Первая малая задержка нужна чтобы не нагружать аккумулятор лишним током при запуске двигателя, накачке бензина в инжектор. Вторая большая задержка нужна чтобы ДХО не выключались при кратковременных остановках, например, на заправку.
При включении основного света фар ДХО незамедлительно выключаются.
В основе схемы микросхема К561ЛЕ5 или её аналог типа «...4001».
Интервалы времени задаются путем зарядки - разрядки конденсатора С1. Здесь необычно для таких схем, - применен конденсатор большой емкости. Сделано это чтобы можно было использовать в RC-цепи резисторы относительно низкого сопротивления, а сама времязадающая цепь работала на относительно высоких токах. Это имеет важное значение при работе в автомобиле, где как температура, так влажность может меняться в широких пределах. Более привычная RC-цепь с мегаомными резисторами может просто «залипнуть» из-за того, что ток утечки будет больше тока зарядки. В данном случае это вряд ли возможно.
И так, в исходном состоянии С1 разряжен. Напряжение на входах D1.1 = лог.0. Так же и на выходе D1.4. Транзистор VT1 закрыт, реле К1 выключено. ДХО не горят.
При включении зажигания на анод VD1 поступает напряжение от замка зажигания. Конденсатор С1 заряжается через R2. Напряжение на С1 плавно поднимается и в какой-то момент достигает порога логического элемента D1.1. Если при этом на выводе 6 D1.2 нулевой логический уровень, то в этот момент на выходе D1.4 появляется лог.1, VT1 открывается, реле К1 своими контактами включает ДХО (контакты и сами ДХО на схеме не показаны). Время задержки включения ДХО после включения зажигания зависит от сопротивления R2. Величина R2 уточняется при налаживании схемы.
После выключения двигателя диод VD1 закрывается нулевым напряжением на выходе замка зажигания. Конденсатор С1 начинает разряжаться через R2+R1. Сопротивление R1 относительно высоко, поэтому на разрядку С1 до нулевого логического порога уходит по времени 5-10 минут. После того как порог будет достигнут, на выходе D1.4 устанавливается ноль. Реле К1 выключает ДХО. Время задержки выключения ДХО зависит от сопротивления R1. Величина R1 уточняется при налаживании.
Если включить главный свет или габаритные огни напряжение от этих фар через диод VD2 и резистор R15 поступает на вывод 6 D1.2. При этом элемент D1.2 фиксируется в положении логического нуля на его выходе независимо от логического уровня на его выводе 5. Поэтому на выходе D1.4 устанавливается логический нуль и К1 выключает ДХО.
По питанию схема подключается к аккумулятору, то есть, к не выключаемой цепи, например, к месту подключения магнитолы, прикуривателя. В общем так, чтобы при выключении зажигания питание схемы не пропадало. В противном случае с выключением зажигания фары будут выключаться сразу, без задержки.
В состоянии выключенных ДХО схема потребляет микроамперы, практически не оказывая никакого влияния на разряд аккумулятора.
Анод диода VD1 подключают к выходу замка зажигания, к тому контакту, с которого напряжение поступает на систему зажигания или на точку включения инжектора. Не перепутайте с точкой стартера, так как в этом случае схема работать не будет, - фары либо вообще не включатся, либо выключатся после пуска двигателя.
Анод диода VD2 подключается к цепи подачи напряжения на главный свет фар или на габаритные огни.
Почти все (кроме реле) монтируется на одной печатной плате.

Реле К1 - стандартное реле звукового сигнала переднеприводных машин «ВАЗ». В автомагазинах его еще называют «четырехконтактное реле». Замыкающие контакты этого реле нужно подключить так чтобы они включали ДХО.
Диоды можно заменить практически любыми кремниевыми общего назначения, например, КД521, КД105, 1N4148.
Транзистор VT1 - КТ815 или КТ817, КТ604, либо импортный аналог. Вообще, выбор по мощности этого транзистора зависит от тока обмотки реле.
Все конденсаторы должны быть на напряжение не ниже 16V (но лучше выбрать на 25V). Жестких требований к конденсатору С2 нет.
Конденсатор С1 должен быть новым (не выпаянным из старой схемы), желательно проверить конденсатор на ток утечки и выбрать с минимальным показателем. Вообще, от тока утечки сильно зависит величина сопротивления R1, которое получается при налаживании. При слишком большом токе утечки R1 может и вообще не понадобиться. Но в этом нет ничего хорошего, так как ток утечки нестабилен и может меняться в зависимости от окружающей температуры или от старения конденсатора. В результате задержка выключения фар будет очень нестабильна. И при возрастании тока утечки она будет уменьшаться.
Налаживание. Подбором сопротивления R2 устанавливаем величину задержки включения ДХО после включения зажигания. Подбором сопротивления R1 устанавливаем величину задержки выключения ДХО после выключения зажигания. Величины задержки можно выставить такие, как написано выше, или другие, -по желанию.
Радиоконструктор 05-2015

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Счетчик тИЦ и PR