Тахометр для автомобиля с контактной системой зажигания

Горчу к Н.В.
Микросхема LM2917 представляет собой преобразователь частота / напряжение. Данная микросхема применяется в автомобильных тахометрах, в которых индикация частоты вращения коленвала отображается на магнито-динамическом измерительном приборе. На рисунке 1 показана типовая схема включения LM2917 для работы в качестве тахометра в автомобиле с классической контактной системой зажигания.


Микросхема LM2917 выпускается в 14-выводном и 8- выводном корпусах. По рисунку 2 можно определить соответствие распиновки выводов 8-и и 14-ти выводного корпуса.

Как видно из типовой схемы на рис.1 на выходе микросхемы должен быть включен магнитодинамический измерительный прибор, - вольтметр. Недостаток данного варианта в том, что найти достаточно
прочный, и при том с достаточно читаемой шкалой прибор применительно для эксплуатации в автомобиле практически не возможно, - приходим к варианту покупки готового стрелочного тахометра для аналогичного автомобиля, но это требует более радикальных изменений, -замены всей приборной панели, либо уродование существующей под установку тахометра.
Впрочем, есть и другой вариант, - вместо стрелочного вольтметра использовать светодиодный на основе поликомпараторной микросхемы, например, LM3914. Если светодиоды расположить полукругом, это вполне заменит привычную стрелку. При том, полное отсутствие движущихся деталей, которые могут быть повреждены вследствие автомобильной эксплуатации. Для такого тахометра всегда можно найти место, а если нет, то уж для линейки из одиннадцати светодиодов место всегда найдется.
Схема автомобильного тахометра на основе микросхем LM2917 и LM3914 показана на рисунке 3.

IC1 - LM2917, левый по схеме вывод резистора R1 подключается к контактам механического прерывателя классической системы зажигания. Импульсы, формируемые прерывателем через делитель R1-R3 поступают на один из входов компаратора микросхемы IC1. Конденсатор С1 служит для подавления помех от дребезга контактов прерывателя системы зажигания.
На второй вход компаратора микросхемы IC1 (вывод 11) напряжение поступает от источника, состоящего из резистора R4 и диода D1 (диод типа 1N4148, либо отечественный КД521, КД522). Диод включен в прямом направлении, поэтому напряжение на выводе 11 IC1 равно прямому напряжению данного диода. Для того чтобы импульсы регистрировались, они на выводе 1 IC1 по амплитуде должны быть выше напряжения на D1. Таким образом, амплитуда этих импульсов может быть в достаточно широких пределах, что позволяет использовать данный тахометр в автомобиле не только с контактной системой зажигания, но так же и с бесконтактной или с инжекторным двигателем. В таком случае импульсы снимаются либо с датчика бесконтактной системы зажигания, либо с датчика положения коленвала автомобиля. Если при этом окажется, что уровень логического нуля на выходе электронного датчика слишком высок, можно просто поднять до необходимого уровня напряжение на выводе 11 IC1, например, включив последовательно несколько диодов. Коэффициент преобразования зависит от цепи VR1-C3, и его можно регулировать при налаживании тахометра, подстраивая подстроечный резистор VR1.
С выхода преобразователя частота / напряжение (IC1) напряжение, пропорциональное частоте поступает на измеритель напряжения, сделанный на микросхеме IC2 типа LM3914, через резистор R6. Конденсатор С4 подавляет пульсации, которые могут быть на выходе IC1.
Чувствительность измерителя зависит от сопротивления резистора VR2.
Микросхема ICЗ - интегральный стабилизатор типа 78L08. Она стабилизирует питание микросхем.
В индикации участвует десять светодиодов, плюс один, подключенный через резистор R2, он нужен, чтобы показывать край шкалы.
Светодиоды можно использовать любые индикаторные.
Монтаж можно выполнить на печатной плате, показанной на рисунке 4. Разводка печатных дорожек показана в натуральную величину.

Если конструкция приборной панели автомобиля не позволяет расположить тахометр со светодиодами, расположенными дугой, можно светодиоды монтировать на согнутых под прямым углом выводах и сделать шкалу в виде щели, либо вообще сделать светодиоды отдельным блоком, соединив их с основной платой жгутом из монтажных проводов или ленточным кабелем.
РК 05-2015

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Счетчик тИЦ и PR