«Телефонный» выключатель электрообогревателя автомобиля

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Тюльгин Ю.М.
У многих городских автомобилистов есть гаражи. Гаражи эти расположены обычно не возле дома, а на некотором, зачастую существенном удалении, - в гаражных кооперативах. Если гаражный кооператив не в другом районе города, а на расстоянии, возможно, в пределах одного километра, а на работу нужно ехать как раз в другой конец города (или работа требует постоянных перемещений на автомобиле) конечно имеет смысл держать машину в гараже. Но гараж, пусть даже кирпичный бокс в кооперативе, это просто неотапливаемый сарай. Температура в нем не сильно отличается от той, что на улице. Конечно, двигатель современного автомобиля легко заводится в любой мороз, и достаточно быстро прогревается до температуры, при которой можно ехать. Но, салон... На прогрев салона до комфортной температуры требуется куда больше времени и бензина.
В этом смысле, у автомобиля, стоящего в гараже есть преимущество в виде розетки «220В». Ведь салон автомобиля можно весьма эффективно прогреть обычным бытовым тепловентилятором мощностью 1000-2000Вт. Просто ставим его в салон машины и включаем в электросеть. А для того чтобы не ждать пока тепловентилятор прогреет салон, можно с помощью этого устройства запустить прогрев дистанционно, с помощью сотового телефона.


Сотовый телефон подойдет любой, даже работающий в составе охранной сигнализации гаража, например, как это описано в Л.1. Причем, его работе в системе охранной сигнализации это никак не помешает. И ничего переделывать в нем не надо. Датчик будет реагировать на звук от звонка вызова сотового телефона. Единственно, что сотовый телефон нужно будет расположить близко от микрофона датчика. Ну, и желательно поместить всю эту систему «сотовый телефон - микрофон датчика» в какой-то звукоизолирующий бокс, например, коробку с пенопластовой упаковкой от какого-то бытового прибора.
В общем, все работает так: звоните на номер телефона, который в гараже. Он звучит, и этот звук запускает электронный таймер, который включает тепловентилятор на 15-20 минут. Салон машины прогревается как раз к вашему приходу. В основе схемы лежит схема акустического датчика из Л.2.
Чувствительный элемент датчика -микрофон М1. Здесь используется миниатюрный микрофон от диктофона, он электретный, к сожалению, тип его не известен (маркировка отсутствует), но с большой степенью достоверности можно утверждать, что здесь можно применить практически любой стандартный электретный микрофон с двумя выводами и встроенным усилителем.
Питание на микрофон поступает через блокирующую RC-цепочку R1-C1, резистор R2 служит нагрузкой его встроенного усилителя. Сигнал через конденсатор С2 поступает на подстроечный резистор R3, которым можно регулировать чувствительность датчика в целом.
Далее, сигнал поступает на усилитель НЧ, выполненный на логическом элементе D1.2 микросхемы CD4069. Для того чтобы данный элемент работал в усилительном аналоговом режиме он охвачен обратной связью, состоящей из резисторов R4 и R5. Теоретически, коэффициент усиления этого усилителя будет равен делению R5 на R4. На самом деле, он будет существенно ниже.
На элементе D1.3 сделан еще один усилитель, данный элемент в аналоговый режим переведен цепью обратной связи, состоящей из резистора R6. При наличии достаточного уровня громкости, этот
усилитель переходит в режим ограничения и на его выходе появляются хаотические импульсы логической амплитуды, которые через конденсатор С5 поступают на вывод 11 счетчика D2. Цепь C5-R7 эти импульсы преобразует в положительные, и первый же из них устанавливает счетчик D2 в нулевое положение. При этом на выходе элемента D1.1 появляется логическая единица, которая открывает ключ на транзисторах VT1 и VT2, и они с помощью реле К1 включают тепловентилятор. В то же время нулем на выводе 3 D2 закрывается диод VD1 и импульсы с мультивибратора на элементах D1.4 и D1.5 проходят через резистор R9 (Л.З) на вход счетчика.
Частота импульсов цепью R8-C6 установлена таким образом, что логическая единица на выводе 3 счетчика D2 появляется примерно через 15-20 минут после обнуления счетчика. Как только это происходит, диод VD1 открывается и блокирует проход импульсов с мультивибратора на элементах D1.4 и D1.5 на вход счетчика. На выходе инвертора D1.1 устанавливается логический ноль и реле К1 выключает тепловентилятор.
Питается схема от нестабилизированного источника питания на трансформаторе Т1. Это готовый трансформатор ТВК от кадровой развертки старого лампового телевизора. Его можно заменить любым маломощным трансформатором, с напряжением на вторичной обмотке 8-9V переменного тока, при силе тока не ниже 50 mА. Можно использовать и готовый, так называемый, «сетевой адаптер», с выходным напряжением 12V постоянного тока. При этом, напряжение с него следует подать на обкладки С8.
Все конденсаторы, имеющиеся в схеме, должны быть на напряжение не ниже 12V.
Реле К1 - автомобильное, типа 90.3747. По паспорту, оно не предназначено для коммутации напряжения электросети, но его корпус достаточно хорошо изолирован, а контакты достаточно мощные. Практика показала, что данное реле хорошо работает и на коммутации нагрузки, питающейся от переменного тока напряжением 220V. Но, конечно, если есть
возможность желательно применить реле соответствующее задаче.
Время, на которое включается нагрев можно регулировать подбором сопротивления R8.
Литература:
1. Лыжин Р. «Занимательные опыты со старым «Самсунгом». ж.Радиоконструктор, 2016, №2, стр. 20-25.
2. Тюльгин Ю.М. «Акустический датчик» ж.Радиоконструктор, 2016, №4, стр.19.
3. Камилатов А.А. «Дистанционный обогреватель автомобиля». ж.Радиоконструктор, 2016, №2, стр. 38-39.
РК 03-2017

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Яндекс.Метрика

44701d8bfc85a12d