Сигнализатор -«включи фары!»

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Вергунов В. В.
Одно из требований правил дорожного движения - езда с включенным ближним светом фар днем. Но нередко можно видеть автомашины, едущие с выключенными фарами, - просто водитель забыл их включить потому что днем светло и ничего не побуждает включить фары. Чтобы не забывать включать фары можно либо переделать проводку автомобиля так, чтобы фары включались сами автоматически при включении зажигания, пуске двигателя или начале движения (зависит от сложности схемы и технических возможностей электросхемы автомобиля). Либо сделать сигнализатор, вроде тех что есть в некоторых «иномарках», сигнализирующий звуком о том, что фары не включены. При том это сигнализатор должен быть не очень навязчивым, потому что может быть ситуация в которой фары должны быть выключены несмотря на то что включено зажигание.


В журнале «Радио» №7 за 2006 год было описание звукового сигнализатора включенного состояния паяльника, который находясь во включенном состоянии издавал звуковой сигнал длительностью 0,5 секунды через каждые 6 минут. В принципе, аналогично работают сигнализаторы «иномарок», - короткий писк раздается через каждые 10-15 секунд. То есть, здесь нужно уменьшить период и сделать блокировку, которая будет блокировать сигнализатор когда фары включены.
Переделанная схема показана на рисунке здесь. Схема состоит из двух мультивибраторов. Один построен на элементах D1.3 и D1.4 и собственно и служит источником звука, потому что генерирует импульсы частотой около 2 kHz, которые озвучиваются пьезоэлектрическим звукоизлучателем BF1. Для большей громкости BF1 включен между выходами инверторов мультивибратора, то есть, импульсы на его выводы поступают в противофазе.
На элементах D1.1 и D1.2 инфразвуко-вой мультивибратор, который генерирует отрицательные импульсы с периодом в 15-20 секунд, длительностью в 0,5-1 секунду. Эти импульсы поступают на вывод 8 элемента D1.3 и запускают звуковой мультивибратор, так что он звучит по 0,5-1 секунде через каждые около 15-20 секунд.
В электросхему автомобиля эта схема включается следующим образом. Питание поступает с выхода замка зажигания, с его того контакта, на котором есть напряжение при включенном зажигании. То есть, сигнализатор начинает работать сразу же после включения зажигания.

Чтобы сигнализатор не звучал когда фары включены на вывод 1 D1.1 через резистор R3 подается напряжение с схемы ламп габаритного света автомобиля. И когда включен габаритный свет мультивибратор на элементах D1.1 и D1.2 заблокирован в положении с логической единицей на выходе D1.2. Единица идет на вывод 8 D1.3 и блокирует звуковой мультивибратор.
Почему именно габаритный свет, а не ближний? Потому что ночью может быть включен дальний свет, и тогда ближний будет выключен и сигнализатор будет пищать. А габаритный свет, потому что у большинства автомашин нельзя включить дальний или ближний не включив перед этим габаритный свет.
Схема работает сразу после включения. Налаживание может понадобиться только для установке частоты звукового генератора (подбором сопротивления R4) и периодов работы. Продолжительность звучания устанавливается сопротивлением R2, а продолжительность молчания -сопротивлением R1.
Литература:
1. Русланов С. «Вариант сигнализатор «паяльник включен», ж. Радио, №7, 2006 г. стр. 29.
06-2017

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Яндекс.Метрика