Таймер для предпускового подогревателя двигателя

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Шипунов Р.А.
В Сибири зимой бывают морозы до минус 40°С и ниже. В таких условиях двигатель автомобиля заводится очень тяжело. Поэтому, многие пользуются электронными устройствами, так называемыми «автозапусками» которые периодически запускают двигатель и дают ему поработать некоторое, чтобы его температура не опускалась слишком низко. При этом, конечно, идет большой перерасход бензина. Если машина стоит во дворе многоквартирного дома с этим приходится мириться. Но если в доступной близости гараж с «розеткой», либо вы живете на первом этаже и у вас есть возможность поставить машину себе под окна, то проблему поддержания двигателя в рабочем состоянии можно решить менее затратным и более экологичным способом.


Нужно приобрести предпусковой подогреватель, питающийся от электросети. Например такой, как «Северс-Турбо». Это металлический цилиндр с двумя штуцерами и проводом. Внутри ТЭН и центробежный насос. Греет он охлаждающую жидкость, а электрический насос обеспечивает её активную циркуляцию. В результате через 30 минут двигатель прогревается до температуры 40 - 70°С в зависимости от мороза. К тому же, стоит такой предпусковой подогреватель относительно недорого.
Предполагается, что предпусковой подогреватель нужно включать за 30 минут до поездки. Но в моем случае нужно было постоянно поддерживать машину в рабочем состоянии, чтобы можно было выезжать «по звонку» в любой момент. Ждать 30 минут - неприемлемо. Поэтому было решено подключить нагреватель через таймер, который через каждые два часа будет его включить на 30 минут.
Изучив литературу, и в частности, журнал «Радиоконструктор» за несколько лет, было решено, что оптимальным будет схема таймера на микросхеме CD4060. Данная микросхема отсутствует в магазинах, но её можно купить на «Aliexpress», - купил «партию 10 шт» за 430 руб. с доставкой, так сказать, про запас.
Остальные детали были в местных магазинах, да и в личных запасах кое-что. Схема таймера показана на рисунке. Строгого и точного поддержания времени не требуется, поэтому тактовая частота задана RC-цепью C1-R2-R3, а не кварцевым резонатором. Если частота внутреннего тактового генератора будет 1,13 Hz, то через 2 часа после обнуления логическая единица возникает на выводе 3 микросхемы. Это приводит к открытию ключа на транзисторах VT1 и VT2 и срабатыванию реле К1, которое подает питание на предпусковой подогреватель. Начинается подогрев двигателя, а счетчик микросхемы D1 продолжает считать. Еще через 30 минут возникает логическая единица на выводе 1 D1. Оба диода VD1 и VD2 оказываются закрытыми, и через резистор R1 на вход «R» (вывод 12) D1 поступает напряжение логической единицы. Счетчик микросхемы D1 обнуляется и ключ на VT1-VT2 закрывается, а реле К1 выключает предпусковой нагреватель. Далее, начинается отсчет еще двух часов. И так далее, циклически повторяется.
Таким образом, предпусковой подогреватель включается на 30 минут через каждые два часа. Такой режим работы обеспечивает легкий запуск двигателя в любой момент.
Еще один совет, зимой у автомобиля замерзают окна. И нужно некоторое время на их разогрев или очистку. К тому же в салоне машины с неработающим двигателем слишком холодно. Чтобы окна не замерзали можно внутри салона машины поставить обычный бытовой электрический обогреватель - тепловентилятор, установить его на среднюю мощность и подключить к той же цепи питания, что и предпусковой подогреватель. Теперь теплым будет не только двигатель, но и салон автомобиля. Конечно, такая система будет потреблять около 1,5 kW на предпусковой подогреватель и еще около 1 kW на тепловентилятор, но это все равно существенно меньше стоимости бензина в режиме прогрева с помощью «автозапуска». Но следует быть осторожным, потому что спираль тепловентилятора нагревается сильно, и если тепловентилятор положить на сидение, оно может загореться. Поэтому нужно предусмотреть кронштейн для крепления тепловентилятора. У меня он располагается между передних сидений.
Монтаж выполнен объемным способом в корпусе выключателя с розеткой для наружной проводки. Детали выключателя удалены. На их место внутри корпуса при помощь клея «Момент» закреплена микросхема «вверх ногами» и реле так же. Весь остальной монтаж - на их выводах как на монтажных стойках.
Источником питания электронной схемы, в зависимости от места расположения устройства, служит либо автомобильный аккумулятор, либо сетевой блок питания с выходным постоянным током напряжением 10-15V.
В принципе, схема работает и без налаживания, при условии исправности деталей и правильности монтажа. Но, подбором параметров цепи C1-R2 можно более точно выставить временной период работы схемы.
РК 06-2017

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Яндекс.Метрика

44701d8bfc85a12d