Таймер выключения фар автомобиля

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Оставлять автомобиль с неработающим двигателем и включенными фарами на длительное время не рекомендуется. Фары - это мощный потребитель электроэнергии, способный полностью разрядить аккумулятор за несколько часов. Несколько лет назад поставить машину на стоянку и забыть выключить фары, было весьма редким случаем. Но сейчас по ПДД нужно ездить с включенными фарами и днем и ночью. Свет фар днем водителю может быть практически не заметен, на фоне яркого солнечного света. Поэтому, ставя машину на стоянку можно не заметить свечение приборной панели, задних габаритных огней, и даже фар, и оставить машину с включенными фарами на весь рабочий день.


В журнале «Радиоконструктор» №4 за 2014 год была статья «Таймер отключения фар автомобиля» (автор Колесов В.И.). Это была схема несложного таймера, выключающего освещение (габаритные огни) и фары через 15-20 минут после выключения зажигания. Возникло острое желание повторить схему, но, увы, микросхемы К176ИЕ12 в наличии не было.
В принципе, можно было бы переделать схему на другой счетчик, например, на популярный сейчас CD4060B, но, честно говоря, со счетчиками вообще связываться не хотелось из-за опасений сбоев от работы систем автомобиля. Тем более, что данное устройство не обязано точно выдерживать время. Поэтому была сделана аналогичная по действию схема, но работающая по другому принципу. Главное её отличие в том, что время устанавливается не временем, требующимся счетчику чтобы сосчитать определенное количество импульсов, а временем разрядки электролитического конденсатора довольно большой емкости.
Понимаю, что можно возразить, сказав что емкость такого конденсатора будет сильно меняться от погоды, а возникновение тока утечки, например, от повышенной влажности воздуха может вообще сделать работу схемы невозможной. И все это будут правильные замечания, но для другого случая. Здесь же, еще раз повторю, большой стабильности не нужно. И, более того, совершенно безразлично выключатся фары через 10 или 20 минут после выключения зажигания. А зависнуть схема из-за увеличения тока утечки не может, потому что интервал задается временем разряда, а не заряда конденсатора. То есть, при увеличении утечки может только уменьшиться время разрядки. И фары, в конечном итоге все же выключатся, только несколько раньше.
И так, схема показана на рисунке в тексте. Работает схема следующим образом. При включении зажигания происходит зарядка конденсатора С1 через диод VD1 и ограничивающий через него ток резистор R1. Зарядка происходит довольно быстро, - за несколько секунд. При этом на входах элемента D1.1 устанавливается напряжение логической единицы. Следовательно, на соединенных вместе выходах элементов D1.2-D1.4 будет тоже логическая единица. Транзистор VT1 открывается. Обмотки реле К1 и К2 оказываются под током, и их контакты замыкаются, -цепи включения освещения (габаритных огней) и света фар целостны. Контакты этих реле включаются не в разрывы проводов, идущих к самим фарам, а в разрывы проводов, идущих от выключателя света к щитку с реле. То есть они включены до соответствующих реле автомобиля. Это позволяет использовать относительно слабые реле. Однако, если нужно их включить непосредственно в цепи фар, - нужно выбрать более мощные реле, например, такие как в щитке автомобиля, включив их обмотки параллельно. После выключения зажигания напряжение на выходе замка зажигания падает до нуля. Диод VD1 закрывается и конденсатор С1 начинает очень медленно разряжаться через свой собственный ток утечки, резистор R2, а так же обратное сопротивление диода VD1. В зависимости от различных условий, на это уходит от десяти до тридцати минут. Как только напряжение на С1 опустится до порога логического нуля триггер Шмитта D1.1 переключится, и на его выходе установится логическая единица, а на соединенных вместе выходах элементов D1.2-D1.4 будет тоже логический ноль. Транзистор VT1 закрывается, обмотки реле обесточиваются. Если фары были включены, - они погаснут. Схема остается в таком состоянии до момента очередного включения зажигания.
Реле К1 и К2 - BS-115C с обмоткой на 5V, поэтому их обмотки включены последовательно. Можно использовать другие реле, если это будут реле с обмотками на 12V их нужно будет включить параллельно.

Полевой транзистор КП505 можно заменить на КП501 или зарубежный аналог.
Микросхему К561ТЛ1 можно заменить на К176ТЛ1 или зарубежным аналогом. Применять похожую и совпадающую по цоколевке микросхему типа К561ЛА7 нельзя, потому что её логические элементы не обладают свойством триггера Шмитта.
Конденсаторы С1 и С2 должны быть на напряжение не ниже 16V. Конденсатор С1 должен быть новым, а не выпаянным из неисправной аппаратуры, потому что это должен быть конденсатор с небольшим током утечки. Конденсаторы же «б/у» зачастую слегка повреждены, что выражается как в повышенном внутреннем сопротивлении (что здесь значения не имеет), так и повышенным током утечки (что здесь особенно важно).
Мартухов Л. А.
PK 10-2017

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Счетчик тИЦ и PR