Сигнализатор "Не закрыта дверь"

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Е. ФЛЕЙШЕР, г. Ростов-на-Дону
Известно, что езда на автомобиле с незакрытыми плотно дверями салона может повлечь за собой весьма тяжкие последствия. Поэтому уже шесть лет тому назад я разработал и установил на свои "Жигули" сигнализатор "Не закрыта дверь". Зазвучавший сигнал устройства укажет, что плотно закрыты не все двери, а на табло водитель увидит, на какую именно дверь необходимо обратить внимание.


Принципиальная схема сигнализатора показана на рисунке. 
 
Когда двери салона закрыты, все шесть подключенных элементов светодиодного одноразрядного цифрового индикатора HG1 светят, так как транзисторы VT1—VT4 открыты, поскольку к базе каждого из них приложено напряжение питания с цепи ламп освещения салона (провод А) через диодно-резисторную цепь. Элементы F и В индикатора соответствуют передним, а Е и С — задним дверям, левой и правой соответственно. Элементы А и В включены постоянно, a G и Н в работе не участвуют. Когда двери закрыты, на входах элемента DD1.1 присутствует напряжение, соответствующее высокому уровню, а
на выходе — низкому, поэтому генератор импульсов частотой следования 1 Гц, собранный на элементах DD1.2, DD1.3, заторможен. Второй генератор, выполненный на элементах DD2.1, DD2.2 и вырабатывающий импульсы звуковой частоты, также заторможен.
Если открыть любую дверь, на проводе А появится напряжение низкого уровня, погаснет один из элементов индикатора HG1, который сигнализирует о состоянии этой двери, так как соответствующий транзистор закроется. Низкий уровень напряжения на выходе инвертора DD1.1 сменится высоким и начнет работать генератор импульсов DD1.2, DD1.3. Его импульсы с частотой около 1 Гц будут поступать через резистор R15 на счетный вход С двоичного
счетчика DD3. Выход генератора соединен через резистор R14 также с разрешающим входом генератора звуковой частоты DD2.1, DD2.2 (вывод 1).

Однако этот генератор останется заторможенным, так как диод VD5 открыт и разрешающие импульсы на вывод 1 элемента DD2.1 не поступают. Но через четыре секунды на выходе 4 счетчика
появится высокий уровень и диод VD5 закроется. С этого момента на следующие четыре секунды будет разрешена работа генератора DD2.1, DD2.2.
Сигнал звуковой частоты этого генератора поступит на вход усилителя мощности на транзисторе VT1, нагруженном головкой НА1. Таким образом, сигнал звучит четыре секунды, затем следует пауза такой же длительности, после чего следует очередной сигнал и т. д. до тех пор, пока дверь не закроют. После закрывания всех дверей с делителя напряжения R5 R17 через резистор R16 на вход R счетчика DD3 поступит напряжение высокого уровня, счетчик обнулится и будет ожидать следующего включения.
Упомянутая четырехсекундная задержка дает возможность успеть закрыть дверь до начала звукового сигнала и он будет блокирован. Если выбранная длительность задержки покажется недостаточной, можно вместо выхода 4 счетчика DD3 использовать выход 8, т. е. задержка станет восьмисекундной.
Все резисторы в устройстве — МЛТ. Диод КД521А может быть заменен любым из этой серии. Стабилитрон Д814В можно заменить на Д818Е или КС191 с любым буквенным индексом, а диоды КД105Б — любыми кремниевыми с близкими параметрами и габаритами. На каждый из диодов необходимо надеть изолирующую трубку. Монтируют их вблизи конечных выключателей SF1—SF4 дверей.
Вместо КТ315Г подойдут любые кремниевые транзисторы n-p-n с током коллектора до 30 мА. Счетчик импульсов К176ИЕ1 заменим его зарубежным аналогом CD4024. Светодиодный индикатор LTS3401LE может быть заменен любым другим любого цвета свечения, но обязательно с общим анодом. Громкоговоритель тоже может быть другим, с катушкой сопротивлением 4...8 Ом; подойдет и динамический капсюль от телефонного аппарата.
От редакции. На табло описанного сигнализатора постоянно светят элементы А и D. Этот факт наводит на совершенно очевидную идею использовать их для индикации состояния капота и крышки багажника, что было бы на практике совсем не лишним. Для реализации идеи достаточно капот и крышку багажника оснастить конечными выключателями (если они не установлены на заводе—изготовителе машины) и их замкнутые при закрытых капоте и багажнике пары контактов включить между нижними по схеме выводами резисторов R18.R19 и общим проводом.

Радио №4 2008г.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Яндекс.Метрика