Простое реле указателя поворотов

С.И. Литвиненко, г. Черкассы
Несколько лет подряд на автомобиле ЗАЗ-968 безотказно служит реле поворотов, схема которого показана на рис.1.
 Отличительная особенность - простота схемы.


При включении одного из поворотов переключателем SA2, например левого, ток, проходящий по цепи SA1-VD1-K1-C1-VD2-R1-HL2-HL3, некоторое время заряжает конденсатор С1. Лампы HL2 и HL3 в это время не светятся, поскольку сопротивление этой цепи большое. После зарядки конденсатора С1 включается реле К1 и своими контактами подключает HL2-HL4 к источнику питания, и лампы включаются. Контрольная лампа HL4 находится в цепи ламп HL5, HL6, но никакого влияния на них не оказывает, поскольку мощность ее во много раз меньше последних. По истечении некоторого времени конденсатор С1 разрядится на обмотку К1, контакты разомкнутся, и процесс повторится. Диод VD1 защищает от прямого попадания тока источника питания на замок зажигания при работе аварийной сигнализации. Цепь VD2R1 исключает разряд конденсатора С1 через замкнутые контакты К1.
Аварийная сигнализация включается кнопкой SA2. Верхние по схеме контакты подключают реле к источнику питания, нижние контакты с помощью диодов VD3, VD4 подключают все сигнальные лампы к выходу реле. Контролируют работу аварийной сигнализации контрольной лампой HL1. Частота колебаний (1 ...2 Гц) зависит от емкости конденсатора С1. Частоту в небольших пределах можно менять подбором сопротивления резистора R1. Реле работает при напряжении источника питания 10... 14,5 В. Минимального напряжения срабатывания К1 добиваются ослаблением пружины якоря реле.
Детали. Диоды VD1, VD3, VD4 - любые на ток 5... 10 А. Конденсатор С1 емкостью от 2200 до 10000 мкФ напряжением от 16 В. Реле К1 - автомобильное или любое другое на напряжение 12 В и ток коммутации от 10 А.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Счетчик тИЦ и PR