Ремонт штыря разъёма для подключения щупа к мультиметру

Е. ГЕРАСИМОВ, станица Выселки Краснодарского края
В комплект мультиметра M890G входит пара выносных щупов. Они достаточно надёжны и удобны, однако через некоторое время соединительный провод переламывается и его приходится заменять. Но если разборка собственно щупа не составляет труда, то отремонтировать штырь, который вставляется в гнездо прибора, довольно сложно, поскольку он спрессован пластмассой. При выходе из строя его обычно обрезают и выбрасывают.
Если под рукой не оказалось подходящего штыря с изолирующим корпусом, не беда, на какое-то время можно вполне обойтись неизолированным, изготовленным на основе винтового соединителя, извлечённого из так называемого электромонтажного клеммника

(рис. 1).
 
 Такой соединитель представляет собой металлическую болванку со сквозным отверстием под соединяемые провода и двумя перпендикулярными ему резьбовыми отверстиями, в которые ввинчивают винты, зажимающие провода. Если один из винтов заменить штырём, а другой использовать для фиксации провода щупа, то получится то, что надо...
Штырь может быть готовый (я, например, использовал штырь от коммутатора) или изготовленный самостоятельно из латунного прутка подходящего диаметра. Если штырь от коммутатора (он показан в нижней части рис. 1), от него отрезают утолщённую часть и на оставшемся хвостовике нарезают резьбу МЗ (достаточно четырёх-пяти ниток). Если мешают пружинящие лепестки, их укорачивают. При нарезании резьбы штырь рекомендуется зажать в тисках через прокладки из плотного картона (это уменьшит деформации лепестков). Готовый штырь ввинчивают в соединитель до отказа, после чего вставляют в сквозное отверстие провод от щупа и зажимают его винтом. Внешний вид готового изделия показан в левой части рис. 1.
Такой штырь надёжен, прослужит долго, но, к сожалению, не безопасен в работе, так как не исключает возможных прикасании к токоведущим деталям. Избавиться от этого недостатка нетрудно — достаточно поместить конструкцию в корпус из изоляционного материала. Удобно использовать листовой полистирол толщиной 4...5 мм. Понадобится ещё дихлорэтан — для склеивания деталей из этого материала.
Технология   изготовления   корпуса для нового штыря такая. Разобрав изготовленный штырь на составные части, из полистирола вырезают две заготовки 2 (рис. 2).
 
 В каждой из них делают углубление с таким расчётом, чтобы соединитель 3 утапливался в ней ровно наполовину. Проще всего это сделать, прижав его к заготовке разогретым паяльником. Таким же способом, используя ровную стальную проволоку, продавливают пазы 6, необходимые для того, чтобы в готовом корпусе точно просверлить отверстия под штырь, винт и провод. Затем на подлежащие склеиванию поверхности заготовок 2 наносят кисточкой дихлорэтан (рекомендуется эту операцию проделать два-три раза), вкладывают в углубление одной из них соединитель 3, кладут сверху вторую заготовку и, аккуратно выровняв обе, слегка зажимают их в струбцинке. После отвердевания клея с помощью напильника придают корпусу требуемую форму и рассверливают отверстия. Далее штырь 1 вновь ввинчивают до отказа в соединитель 3, вставляют провод 4 и зажимают его винтом 5. Внешний вид готового изделия показан на рис. 3.
 
Для штыря "минусового" щупа желательно применить полистирол чёрного цвета, а для "плюсового" — красного. Если цветного полистирола нет, можно использовать белый, покрасив готовый корпус маркёром нужного цвета. Чтобы краска не стиралась, после её высыхания нанесите тонкий слой дихлорэтана. За счёт частичной диффузии краски в полистирол держится такое покрытие довольно долго.
Теперь, если потребуется, заменить провод не составит труда. Практически ресурс такого штыря определяется износом резьбы в соединителе.
Радио №8/2014

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Счетчик тИЦ и PR