«БЕГУЩИЕ ОГНИ» на автомобильных светодиодных лампах

Тарманов Н.
Сейчас лампы накаливания вытесняются повсеместно светодиодными. Практически в любом магазине автозапчастей можно купить 12-вольтовые светодиодные сигнальные лампы для установки в автомобильные фары (все задние, и передние в сигналы поворотов). Стоят такие лампы конечно многократно дороже ламп накаливания, но при значительно большей яркости света потребляют существенно меньший ток.
Здесь описывается простая схема автомата, переключающего три автомобильные светодиодные лампы по алгоритму «бегущий огонь».


Собственно, схема, создающая эффект «бегущего огня» построена на микросхеме К561ЛН2, содержащей шесть инверторов. Инверторы по два включены параллельно, и образуют три инвертора, на которых сделана схема трехфазного мультивибратора. Частота перемены фаз мультивибратора зависит от параметров цепей R1-C1, R2-C2 и R3-C3. При одинаковых цепях «бегущий огонь» будет равномерным, но если параметры этих цепей будут разные, то и переключение будет происходить неравномерно (будет разная длительность фаз мультивибратора), так что, есть повод для экспериментов.
Выходами мультивибратора служат выходы логических элементов, к которым через резисторы R4, R6 и R8 подключены
затворы ключевых полевых транзисторов VT1-VT3 типа IRF640. У этих транзисторов большая емкость затвора, поэтому подключать их затворы к выходам микросхем типа «К561» непосредственно крайне не желательно, так как при изменении логического уровня на затворе возникает импульс достаточно большого тока зарядки или разрядки емкости затвора. Это может не только «сбоить» схему, но даже вывести из строя выходной ключ микросхемы. Поэтому есть резисторы R4, R6, R8 и диоды VD1-VD3, устраняющие выбросы напряжения на затворах.
Автомобильные светодиодные лампы на схеме обозначены как блоки (HL1-HL3), потому что кроме светодиодов в них есть и схема питания.
РК 02-2016

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Счетчик тИЦ и PR